Знаки препинания при прямой речи
I. 1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку: Казбич нетерпеливо прервал его: “Поди прочь, безумный мальчишка!” (Лермонтов). Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире: …Никита, поклонясь в землю, сказал:
– Прости, батюшка (Горький).
Независимо от места, занимаемого по отношению к авторским словам, кавычками выделяется, как правило, внутренняя речь, невысказанные мысли: “Странно…” – подумал дьякон (Чехов).
2. Перед прямой речью, следующей за авторскими словами, ставится двоеточие, причем первое слово прямой речи пишется с прописной буквы. Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающимися кавычками, а точка после них: “Что ты здесь притаился?” – спросил Дубровский кузнеца (Пушкин); Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: “Вы очень мало взяли” (Гоголь).
3. Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие после предшествующих авторских слов ставится не всегда. Двоеточие ставится, если слова автора содержат:
- глагол со значением речи и мысли (сказать, спросить, ответить, подтвердить, прервать, начать, подумать, вспомнить и др.);
- имя существительное со значением речи и мысли (вопрос, ответ, восклицание, голос, звук, шепот, крик, мысль и др.);
- глаголы, обозначающие чувства говорящего, его внутреннее состояние (обрадоваться, огорчиться, обидеться, ужаснуться и др.);
- глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, нахмуриться, вздохнуть, вскочить, подойти, подбежать и др.).
Глаголы последних двух типов допускают возможность добавить к ним глагол речи (обрадовался и сказал, улыбнулся и ответил), поэтому они воспринимаются как вводящие прямую речь:
Он глянул с усмешкой:
– Ничего, до свадьбы заживет.
Мать нахмурилась:
– Опять двойку получил?
Двоеточие ставится также и в тех случаях, когда в авторских словах нет глаголов речи или заменяющих их глаголов с указанными выше значениями, но ситуация показывает, что вводится прямая речь: …А тот ему: “Этот дом наш общий” (Чехов).
Если же вставка слов и сказал, и воскликнул, и спросил и т.п. после авторских слов невозможна или затруднительна, то двоеточие не ставится:
Ему все стало ясно.
– Говорить больше не о чем.
Мои слова его явно смутили.
– Значит, ты мне не доверяешь?
Не ставится также двоеточие, если прямая речь заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь:
Он вырвал из блокнота несколько листков бумаги и протянул мне их.
– Запишите подробно свои замечания, - сказал он спокойным голосом.
II. Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире, слова автора начинаются со строчной буквы: “Не шуми, тише иди, солдат!” – сердитым шепотом говорил старик Оленину (Л.Толстой); “Я хотел бы купить крестьян…” – сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Гоголь).
После закрывающих кавычек ставится только тире без запятой (независимо от того, каким знаком заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи (авторская ремарка начинается словами так говорит, вот что сказал, вот как описывает и т.п.): “Ничего не случилось” - так говорил ум. “Случилось” – так говорило сердце.
III. 1. Если авторские слова стоят внутри прямой речи, выделяемой кавычками, то последние ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами: “Я говорил вам, - воскликнул Максим Максимович, - что нынче будет погода” (Лермонтов).
Особый случай пунктуационного оформления при разрыве заключенных в кавычки слов (названия литературного произведения, промышленного предприятия и т.п.) находим в таком примере: “Пиковая…” ли это “…дама”? (реплика собеседника в ответ на утверждение, что представленный текст является отрывком из “Пиковой дамы”).
Обычно не выделяется кавычками прямая речь:
- если нет точного указания, кому она принадлежит, или когда приводится общеизвестная пословица либо поговорка: Дома и хворать легче, и жить дешевле, и недаром говорится: дома стены помогают (Чехов);
- если она приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом: Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказывать мою жизнь? (Тургенев);
- если в середину прямой речи вставлено слово говорит, играющее роль вводного слова, указывающего на источник сообщения: Я, говорит, самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Вершигора);
- если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется одними запятыми, без тире): Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих.
2. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы: “Мы решили, - продолжал заседатель, - с вашего дозволения остаться здесь ночевать” (Пушкин).
3. Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них – точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: “Суда на пристани есть, - подумал я. – Завтра отправлюсь в Геленджик” (Лермонтов).
4. Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставятся точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: “Не воротиться ли? – говорил он. – А то будет поздно”.
5. Если на месте разрыва прямой речи должно было стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире, после слов автора ставится или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения), или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение), в первом случае вторая часть начинается со строчной буквы, во втором – с прописной: “Не надо… - сказал Вершинин, - не надо, парень!” (Вс.Иванов); “Обожди… - сказал Морозко угрюмо. – Давай письмо…” (Фадеев).
6. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой – ко второй, то после слов автора ставятся двоеточия и тире, причем первое слово второй части пишется с прописной буквы: “Я тебя не спрашиваю, - строго сказал офицер и снова спросил: - Старуха, отвечай!” (Горький); “Покорно благодарю, - отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: - Спасибо вам большое, товарищи” (Федин).
IV. Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее – запятая или тире (по условиям контекста): Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: “Да, так вот как”, вздохнул, помолчал и ушел (А.Н.Толстой); Ко мне подходит Борис, говорит: “Хорошо сбил, замечательно”, но глаза его блестят, полные зависти (В.Кудашев); И только когда он шептал: “Мама! Мама!” – ему становилось как будто легче… (Чехов).
Запятая и тире ставятся между двумя репликами разных лиц, находящимися внутри авторских слов: Когда приказчик говорил: “Хорошо бы, барин, то и то сделать”, - “Да, недурно”, - отвечал он обыкновенно. (Гоголь).
Литература
1. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Рольф, 1996. – С. 164-169.
2. Шевелев В.М., Шевелева Л.А. Русское правописание в таблицах: Правила, исключения, примеры, комментарии. – Х.: Мир детства, 2000. – С. 51-52.
3. Тельпуховская Ю.Н. Русский язык в определениях, таблицах и схемах: Справочное пособие для учащихся 5-11 классов. – Харьков: Ранок, 1999. – С. 92.
4. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М.: Просвещение, 1975. – С. 243-245.
I. 1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку: Казбич нетерпеливо прервал его: “Поди прочь, безумный мальчишка!” (Лермонтов). Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире: …Никита, поклонясь в землю, сказал:
– Прости, батюшка (Горький).
Независимо от места, занимаемого по отношению к авторским словам, кавычками выделяется, как правило, внутренняя речь, невысказанные мысли: “Странно…” – подумал дьякон (Чехов).
2. Перед прямой речью, следующей за авторскими словами, ставится двоеточие, причем первое слово прямой речи пишется с прописной буквы. Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающимися кавычками, а точка после них: “Что ты здесь притаился?” – спросил Дубровский кузнеца (Пушкин); Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: “Вы очень мало взяли” (Гоголь).
3. Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие после предшествующих авторских слов ставится не всегда. Двоеточие ставится, если слова автора содержат:
- глагол со значением речи и мысли (сказать, спросить, ответить, подтвердить, прервать, начать, подумать, вспомнить и др.);
- имя существительное со значением речи и мысли (вопрос, ответ, восклицание, голос, звук, шепот, крик, мысль и др.);
- глаголы, обозначающие чувства говорящего, его внутреннее состояние (обрадоваться, огорчиться, обидеться, ужаснуться и др.);
- глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, нахмуриться, вздохнуть, вскочить, подойти, подбежать и др.).
Глаголы последних двух типов допускают возможность добавить к ним глагол речи (обрадовался и сказал, улыбнулся и ответил), поэтому они воспринимаются как вводящие прямую речь:
Он глянул с усмешкой:
– Ничего, до свадьбы заживет.
Мать нахмурилась:
– Опять двойку получил?
Двоеточие ставится также и в тех случаях, когда в авторских словах нет глаголов речи или заменяющих их глаголов с указанными выше значениями, но ситуация показывает, что вводится прямая речь: …А тот ему: “Этот дом наш общий” (Чехов).
Если же вставка слов и сказал, и воскликнул, и спросил и т.п. после авторских слов невозможна или затруднительна, то двоеточие не ставится:
Ему все стало ясно.
– Говорить больше не о чем.
Мои слова его явно смутили.
– Значит, ты мне не доверяешь?
Не ставится также двоеточие, если прямая речь заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь:
Он вырвал из блокнота несколько листков бумаги и протянул мне их.
– Запишите подробно свои замечания, - сказал он спокойным голосом.
II. Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире, слова автора начинаются со строчной буквы: “Не шуми, тише иди, солдат!” – сердитым шепотом говорил старик Оленину (Л.Толстой); “Я хотел бы купить крестьян…” – сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Гоголь).
После закрывающих кавычек ставится только тире без запятой (независимо от того, каким знаком заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи (авторская ремарка начинается словами так говорит, вот что сказал, вот как описывает и т.п.): “Ничего не случилось” - так говорил ум. “Случилось” – так говорило сердце.
III. 1. Если авторские слова стоят внутри прямой речи, выделяемой кавычками, то последние ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами: “Я говорил вам, - воскликнул Максим Максимович, - что нынче будет погода” (Лермонтов).
Особый случай пунктуационного оформления при разрыве заключенных в кавычки слов (названия литературного произведения, промышленного предприятия и т.п.) находим в таком примере: “Пиковая…” ли это “…дама”? (реплика собеседника в ответ на утверждение, что представленный текст является отрывком из “Пиковой дамы”).
Обычно не выделяется кавычками прямая речь:
- если нет точного указания, кому она принадлежит, или когда приводится общеизвестная пословица либо поговорка: Дома и хворать легче, и жить дешевле, и недаром говорится: дома стены помогают (Чехов);
- если она приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом: Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказывать мою жизнь? (Тургенев);
- если в середину прямой речи вставлено слово говорит, играющее роль вводного слова, указывающего на источник сообщения: Я, говорит, самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Вершигора);
- если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется одними запятыми, без тире): Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих.
2. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы: “Мы решили, - продолжал заседатель, - с вашего дозволения остаться здесь ночевать” (Пушкин).
3. Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них – точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: “Суда на пристани есть, - подумал я. – Завтра отправлюсь в Геленджик” (Лермонтов).
4. Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставятся точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: “Не воротиться ли? – говорил он. – А то будет поздно”.
5. Если на месте разрыва прямой речи должно было стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире, после слов автора ставится или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения), или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение), в первом случае вторая часть начинается со строчной буквы, во втором – с прописной: “Не надо… - сказал Вершинин, - не надо, парень!” (Вс.Иванов); “Обожди… - сказал Морозко угрюмо. – Давай письмо…” (Фадеев).
6. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой – ко второй, то после слов автора ставятся двоеточия и тире, причем первое слово второй части пишется с прописной буквы: “Я тебя не спрашиваю, - строго сказал офицер и снова спросил: - Старуха, отвечай!” (Горький); “Покорно благодарю, - отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: - Спасибо вам большое, товарищи” (Федин).
IV. Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее – запятая или тире (по условиям контекста): Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: “Да, так вот как”, вздохнул, помолчал и ушел (А.Н.Толстой); Ко мне подходит Борис, говорит: “Хорошо сбил, замечательно”, но глаза его блестят, полные зависти (В.Кудашев); И только когда он шептал: “Мама! Мама!” – ему становилось как будто легче… (Чехов).
Запятая и тире ставятся между двумя репликами разных лиц, находящимися внутри авторских слов: Когда приказчик говорил: “Хорошо бы, барин, то и то сделать”, - “Да, недурно”, - отвечал он обыкновенно. (Гоголь).
Литература
1. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Рольф, 1996. – С. 164-169.
2. Шевелев В.М., Шевелева Л.А. Русское правописание в таблицах: Правила, исключения, примеры, комментарии. – Х.: Мир детства, 2000. – С. 51-52.
3. Тельпуховская Ю.Н. Русский язык в определениях, таблицах и схемах: Справочное пособие для учащихся 5-11 классов. – Харьков: Ранок, 1999. – С. 92.
4. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М.: Просвещение, 1975. – С. 243-245.
@темы: знаки препинания, прямая речь, пунктуация