Анафора - это конкретная разновидность лексического повтора. Этим словом называется только повторение слов в начале элементов текста (строк стихотворения, абзацев, предложений и пр.), а лексическим повтором можно назвать любой повтор слов, в т.ч. друг за другом, подряд.
Анафора - это конкретная разновидность лексического повтора ни в коем случае не только лексического.
Ана́фора или единоначатие (др.-греч. ἀναφορά — приписывание, средство к исправлению [1]) — стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, т.е. в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков)[2] [3]. Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах (см. ниже): Анафора звуковая
Повторение одних и тех же сочетаний звуков:
Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища"
Пушкин А.С.
Анафора морфемная
Повторение одних и тех же морфем или частей слов:
Чёрноглазую девицу, Чёрногривого коня!..
Лермонтов М.Ю.
Анафора лексическая
Повторение одних и тех же слов:
Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.
Есенин С.А.
Анафора синтаксическая
Повторение одних и тех же синтаксических конструкций:
Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам.
Пушкин А.С.
Анафора строфическая
З е м л я!.. От влаги снеговой Она еще свежа. Она бродит сама собой И дышит, как дежа. З е м л я!.. Она бежит, бежит На тыщи верст вперед, Над нею жаворонок дрожит И про нее поет. З е м л я!.. Все краше и видней Она вокруг лежит. И лучше счастья нет, — на ней До самой смерти жить. З е м л я!.. На запад, на восток, На север и на юг... Припал бы, обнял Моргунок, Да нехватает рук...
Твардовский А.Т.
Возможны обьединения вышеперечисленных типов анафор. Например:
Строфико-синтаксическая анафора
Пока не жаждет пулемет Распотрошить людскую гущу, Живет и здравствует омет Средь мельниц, урожай жующих. Пока не страждет командарм Рассечь врага одним ударом, Амбары полнятся недаром Полей золотоносным даром. Пока не скажет вражий гром Свое вступительное слово, В полях не может быть иного Ловца пространств, чем агроном.
Тихонов Н.С.
Ритмическая анафора
Очень редкий приём - использование ритмической анафоры. В приводимом ниже стихотворении ритмическая А. заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в четных стихах:
Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. /\ Си|дишь /\ при|лежно и | скромно ты.| /\ /\ Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни /\ Про|шли /\ в те | дальние | комнаты.| /\ /\ Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — /\ По|ет /\ и к свету все | просится |. /\ /\ Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /\ Ку|да /\ ду|ша переносится...| /\ /\
Фет А.А.
Анафору можно рассматривать как один из видов слитного предложения. В качестве формы связи частей предложения и целых предложений анафора встречается в старо-германской поэзии и образует особую строфу «анафорический трёхсложник»[источник?]. Часто анафора соединяется с другой риторической фигурой — градацией, то есть с постепенным повышением эмоционального характера слов в речи, например, в Эдде: «Умирает скот, умирает друг, умирает и сам человек». [источник?] Формы приветствия и прощания чаще всего строятся анафорические (в подражание народному у миннезингеров, трубадуров, также и у поэтов нового времени). Интересно отметить в такой анафоре её историко-культурную подкладку. Уезжающий на чужбину или возвращающийся из далёких стран после длительного отсутствия должен приветствовать отдельно (и именно полной формулой) каждого из домочадцев (и теперь в письмах на родину людей мало-образованных: земной поклон такому-то и земной поклон такому-то и т. д. — каждому родственнику отдельно). Ещё более важным считалось некогда совершенно одинаковое обращение к богам, чтобы не разгневать ни одного из них, или к властителям, заседающим вместе (например, на суде, военном собрании, на званом пиру), анафора встречается и в прозаической речи, являясь, между прочим, любимым приёмом ораторов.[
Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. А вот здесь, например, можно подумать, что это лексический повтор. Как же тогда отличить его от анафоры, если повторяются слова в начале предложения?
Ана́фора или единоначатие (др.-греч. ἀναφορά — приписывание, средство к исправлению [1]) — стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, т.е. в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков)[2] [3]. Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах (см. ниже):
Анафора звуковая
Повторение одних и тех же сочетаний звуков:
Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища"
Пушкин А.С.
Анафора морфемная
Повторение одних и тех же морфем или частей слов:
Чёрноглазую девицу,
Чёрногривого коня!..
Лермонтов М.Ю.
Анафора лексическая
Повторение одних и тех же слов:
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Есенин С.А.
Анафора синтаксическая
Повторение одних и тех же синтаксических конструкций:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Пушкин А.С.
Анафора строфическая
З е м л я!..
От влаги снеговой
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
З е м л я!..
Она бежит, бежит
На тыщи верст вперед,
Над нею жаворонок дрожит
И про нее поет.
З е м л я!..
Все краше и видней
Она вокруг лежит.
И лучше счастья нет, — на ней
До самой смерти жить.
З е м л я!..
На запад, на восток,
На север и на юг...
Припал бы, обнял Моргунок,
Да нехватает рук...
Твардовский А.Т.
Возможны обьединения вышеперечисленных типов анафор. Например:
Строфико-синтаксическая анафора
Пока не жаждет пулемет
Распотрошить людскую гущу,
Живет и здравствует омет
Средь мельниц, урожай жующих.
Пока не страждет командарм
Рассечь врага одним ударом,
Амбары полнятся недаром
Полей золотоносным даром.
Пока не скажет вражий гром
Свое вступительное слово,
В полях не может быть иного
Ловца пространств, чем агроном.
Тихонов Н.С.
Ритмическая анафора
Очень редкий приём - использование ритмической анафоры. В приводимом ниже стихотворении ритмическая А. заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в четных стихах:
Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. /\
Си|дишь /\ при|лежно и | скромно ты.| /\ /\
Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни /\
Про|шли /\ в те | дальние | комнаты.| /\ /\
Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — /\
По|ет /\ и к свету все | просится |. /\ /\
Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /\
Ку|да /\ ду|ша переносится...| /\ /\
Фет А.А.
Анафору можно рассматривать как один из видов слитного предложения. В качестве формы связи частей предложения и целых предложений анафора встречается в старо-германской поэзии и образует особую строфу «анафорический трёхсложник»[источник?]. Часто анафора соединяется с другой риторической фигурой — градацией, то есть с постепенным повышением эмоционального характера слов в речи, например, в Эдде: «Умирает скот, умирает друг, умирает и сам человек».
[источник?] Формы приветствия и прощания чаще всего строятся анафорические (в подражание народному у миннезингеров, трубадуров, также и у поэтов нового времени). Интересно отметить в такой анафоре её историко-культурную подкладку. Уезжающий на чужбину или возвращающийся из далёких стран после длительного отсутствия должен приветствовать отдельно (и именно полной формулой) каждого из домочадцев (и теперь в письмах на родину людей мало-образованных: земной поклон такому-то и земной поклон такому-то и т. д. — каждому родственнику отдельно).
Ещё более важным считалось некогда совершенно одинаковое обращение к богам, чтобы не разгневать ни одного из них, или к властителям, заседающим вместе (например, на суде, военном собрании, на званом пиру), анафора встречается и в прозаической речи, являясь, между прочим, любимым приёмом ораторов.[
Например, "Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака" Ф.Тютчев
Взято отсюда
А про анафору - отсюда.
И вообще гугл рулез, да...
Не напрасно шла гроза. А вот здесь, например, можно подумать, что это лексический повтор. Как же тогда отличить его от анафоры, если повторяются слова в начале предложения?
Не обязательно именно предложения. Стих - это одна строка стихотворения, как в вашем примере.